Uncategorized

«Земляне» — авангард возвращения на сцену культурной преемственности

Российскую общественность приятно потрясло сообщение, что легендарная группа «Земляне» возвращается. На ежегодной премии «Золотой граммофон» отцы-основатели группы Владимир Киселев и Игорь Романов исполнят хит «Трава у дома» и данное появление на сцене станет сенсационным и крайне неожиданным событием.

По мнению Евгения Сафронова, главного редактора информационного агентства InterMedia, руководителя исследования «Культура и культурные индустрии в РФ - 2020», речь идёт о революционных изменениях в сфере культуры, которые мы наблюдаем в последние десятилетия во всем мире.

Эксперт увидел определенную закономерность, что для стороннего наблюдателя сейчас время стократно ускорилось по сравнению с 90-ми годами прошлого века, и в тысячу раз - если сравнить с 80-ми, когда увидеть на улице человека с телефонной трубкой можно было только в будке. «Если раньше смена вкусов публики в значительной степени совпадала со сменой поколений, то теперь за каких-то два-три года мы можем видеть заметную смену концепций – поколение даже не успело смениться, а его музыка уже преобразилась до неузнаваемости, да ещё и не единожды», - отметил Сафронов.

Главред «InterMedia» с сожалением отметил, что сейчас можно лишь ностальгически вспоминать о временах, когда продюсер мог годами неторопливо искать исполнителя-будущую звезду, как, например, Том Паркер, выведший на Олимп Элвиса Пресли, или Луи Лепле, создавший феномен Эдит Пиаф. Подобрав удачный состав коллектива или разыскав самородка-вокалиста, можно было десятилетиями гастролировать и регулярно получать сверхдоходы.

«Сегодня продюсер уже не может ждать ни момента, когда произойдет глобальный переворот в людских пристрастиях, чтобы подстроиться под стиль нового поколения, ни появления удачных кандидатур, подходящих на роль будущей звезды» – рассказал Сафронов.

По мнению эксперта, сегодня продюсер еле успевает за общим течением шоу-бизнеса, которое вот-вот выйдет из берегов из-за резкого наплыва блогеров, ютуберов и прочих инфлюэнсеров, взявших в руки микрофон.

«Все, кто умел и не умел петь – неважно – все давно поют, собирают аудиторию, получают гонорары и рекламные контракты, при этом постоянно меняя стили, имидж и даже имена – отметил главный редактор «InterMedia».

Этот феномен часто связывают с бурным развитием технического прогресса – мол, явления культуры становятся всё доступнее, их распространение по всему миру занимает не месяцы, как раньше, а секунды, вкусы аудитории вынужденно меняются. Сафронов же считает, что это действительно важный фактор, но всё же не главный.

Главная причина, по мнению эксперта – это уход из сферы культуры множества творческих работников, менеджеров высокого класса, специалистов в 90-е годы. Культурная преемственность постепенно сходила на нет, многое было просто утеряно. В конечном счете во многих случаях это привело к деградации как творчества, так и аудитории. Сейчас - через три десятилетия - мы особенно сильно ощущаем это в массовых жанрах – музыке и кино.

«Именно в этом - истоки «феномена возвращения», наблюдаемого по всему миру. Произведения, созданные в «золотой век» массовой индустрии, пережили уже несколько волн возвращения интереса к ним, на массовую сцену возвращаются артисты, пик популярности которых приходился на 70-80-е. Конечно, акцент в массовой культуре закономерно делается на новые произведения – но ведь цифровая революция предоставила аудитории неоценимую возможность сравнивать. И сравнение – это все чаще – не в пользу контента, создаваемого в наше время» – отметил Сафронов.

Сейчас можно говорить буквально о параде возрождающихся в последние десятилетия легендарных групп и артистов. Если на Западе никого уже не удивишь концертами Queen, AC/DC или даже ABBA, то в России данная тенденция в зачатке. По мнению Сафронова, не все эти попытки возрождения ВИА удачны, чудовищная организационная и правовая сумятица 90-х если и не нанесла непоправимый вред, то сказалась практически на всех творческих коллективах и организациях.

Главный редактор «InterMedia» одобряет решение «Землян» вернуться и надеется, что их примеру последуют и другие коллективы «золотого века», тогда-то можно будет говорить об огромном шаге к возвращению на наши сцены культурной преемственности – и здесь вполне могло бы сказать своё веское слово государство.