Разное

Проблемы с канализацией в коттеджном поселке под Тверью могут грозить экологической катастрофой Москве

Владимир Идейный

Иваньковское водохранилище было создано в 1937 году, народ прозвал его «Московским морем». Именно оно дает две трети воды москвичам. Жители Конаковского района предупредили о возможной экологической катастрофе из-за многочисленных нарушений законодательства по природопользованию. Очень скоро безразличие районных властей к данным фактам могут обернуться тухлой водой в московских квартирах.

Не глоток воды

Иваньковское водохранилище изначально не соответствовало санитарно-гигиеническим нормам по мелководности, проблема обеспечения города водой решалась в срочном порядке. При средней глубине - 3 - 4 метра,есть места, где она не превышает полутора-двух метров.Там вода прогревается и зацветает. Для борьбы с этим используют прорези проточности - борозды в дне водохранилища глубиной в 4 метра и длиной в 50, которые позволяли бы воде свободно циркулировать.

Постоянно идет борьба с зарастанием, укрепляются берега. На реконструкцию водохранилища ежегодно выделяются миллионы рублей из федерального бюджета. Но вернуть состояние водохранилища к тому, что было в 1980-е годы, практически невозможно, ведь на его берегах, протяженностью около 520 км, выросли коттеджные поселки и базы отдыха. Вряд ли кто из застройщиков или хозяев прибрежных ресторанов и яхт-клубов заботится о сохранении водных ресурсов так же, как о своем финансовом благополучии.

Транзит стоков от «Московского моря» до московской кухни

В коттеджном поселке «Московское море» в Конаковском районе в направлении пгт Новозавидовский, в районе деревни Лазурная, уже неделю неисправна система канализации, состоящая на балансе частной УК «Московское море». Поселок построен на берегу. От более чем 200 домов стоки выливаются в придорожные канавы, через которые попадают прямиком в водохранилище.

История сохранила для нас имя британского врача Джона Сноу, установившего, что эпидемия холеры в 1854 году в лондонском квартале Сохо распространялась через питьевую воду. А о Саре Льюис историкам вообще ничего не известно, за исключением того, что у нее был младенец – маленькая дочь, страдающая от холеры. Приблизительно 29 августа 1854 года, в окрестностях лондонского густонаселенного района Сохо, Сара постирала подгузники своей дочери и вылила воду в раковину, сток которой попадал в выгребную яму под домом на Брод-Стрит. Джон Сноу выяснил, что 630 заболевших холерой пили воду из колодца, находящегося рядом с домом Сары. Эпидемия была остановлена только после того, как Сноу удалось убедить чиновников снять ручку с колодезного насоса. К совету доктора власти отнеслись тогда с большим предубеждением, ведь до этого все придерживались «теории Миазмов», считая, что болезнь может передаваться только через загрязненный воздух.

Обнаружение того, что загрязненная питьевая вода может распространять опасное заболевание, сильно подтолкнуло мировую медицину вперед. Но в XXI веке мы стали забывать уроки истории, иначе не относились бы настолько безответственно к экологии водоема, являющегося стратегическим запасом питьевой воды для жителей Москвы и Подмосковья.

Задремавшее око ответственных лиц

Проблема носит системный характер, это в принципе «слабое место» и управляющей компании, и, соответственно, застройщика коттеджного поселка.

Глава Конаковского района Тверской области Олег Лобановский, отвечающий, в том числе, и за состояние экологии на своей территории, где десятки километров - это береговая линия Иваньковского водохранилища, переизбран на новый срок в ноябре 2018 года. Он знаком с проблемой, но решать ее, видимо, не собирается. Еще в 2014 году он давал отписки на запросы неравнодушных к состоянию «Московского моря» граждан.

Многократные обращения в прокуратуру также не дали результата, прокуратура молчит. Бывший прокурор Конаковской межрайонной прокуратуры Николай Фоменков не нашел времени для проверки фактов, изложенных в письмах жителей. Есть надежда, что его преемник, Виталий Скобелев, принявший пост 24 апреля, уделит должное внимание вопросу, серьезность и важность которого сложно переоценить. Экологией в Норильске пришлось заняться Генеральному прокурору РФ. Что ж, тем легче, видимо, ему будет переключиться на расположенную значительно ближе аналогичную проблему, грозящую катаклизмом не только природе, но и людям.

Остановить по требованию

В поселке в прибрежной зоне происходит заправка катеров и яхт, работают ресторан, гостиница и, в нарушение постановлений губернатора о мерах по борьбе с коронавирусной инфекцией, некоторые жители поселка купаются, причем на пляже, расположенном на нелицензированной территории. Жители поселка обращались к властям с требованием остановить работу гостиницы (заявление), но тоже безуспешно.

Образовавшуюся за территорией поселка стихийную свалку бытового и строительного мусора руководитель Управляющей компании Макар Евсеенков, вступивший в должность в мае 2020 года, пока не замечает, так же, как на протяжении нескольких лет делал его предшественник Эдуард Кожевников. А ведь это зона внимания ООО «Управляющая компания «Московское море». Хочется надеяться, что помимо формальной ответственности, ограниченной уставным капиталом в 20 000 рублей, руководители обладают ответственностью как человеческим качеством, когда она измеряется в делах и поступках, в отношении к обществу, к людям и к их здоровью и безопасности.

Бывает, ребенок играет с пластмассовой линейкой, хочет узнать, как сильно она гнется. Многие из нас когда-то проводили такой эксперимент. При несильном изгибе линейка распрямится. Но, если ребенка не остановить, он ее, скорее всего, перегнет, линейка сломается. Это наглядное изображение точки невозврата. Вещь будет испорчена, придется покупать новую, так как восстановление обойдется дороже.

Техногенная катастрофа от разлива дизельного топлива в Норильске, когда президент России объявил произошедшее чрезвычайной ситуацией федерального масштаба, произошла вдали от больших городов, от скоплений людей. Двадцать одна тысяча тонн нефтепродуктов пролились из резервуара на землю мгновенно, создав концентрацию загрязнения смертельную для живой природы. В любой момент сливающиеся в водохранилище нечистоты могут повлечь за собой необратимые последствия. Болезнь, поступившая с водой, в большом городе может стать аналогом разорвавшейся цистерны. Пандемия чумы, получившая название «Черный мор» и унесшая в XIV веке жизни до 60% населения Европы, распространялась со скоростью до 4 км в сутки. Тогда не было автомобилей и авиации. Нужно ли ждать сопоставимой беды, бездействуя и перекладывая ответственность? Не пора ли остановить заигравшихся нарушителей?