Зоомагазины рискуют потерять право продавать кошек и собак, даже несмотря на то, что являются фактически единственным легальным каналом торговли ими. По крайней мере, такой вывод можно сделать из постановления Минприроды – эта бумага сейчас находится на антикоррупционной экспертизе. В случае если правительство примет документ, отрасль могут ожидать серьёзные потрясения.
Несмотря на пока что уверенное прохождение постановления по властным коридорам, нельзя исключить, что в итоге кабинет отправит бумагу на доработку. Насколько стало известно
Впрочем, он заодно кажется и непродуманным авторами. Наблюдатели отмечают, что последние, в частности, даже не прописали юридические механизмы реализации постановления и не дали определения понятию «зоомагазин». Налицо неряшливый подход к законотворческой работе.
Однако избыточность и непродуманность – лишь малая часть проблем. Потому что придумка Минприроды грозит ввести рынок в состояние серьёзной турбулентности. Так, Минэкономразвития подчёркивает исходящие от документа опасности. К ним относится увеличение объёмов нелегальной продажи питомцев, которое, в свою очередь, создаст «риск роста продаж больных животных, а также содержащихся до момента продажи в неудовлетворительных условиях».
Участники профессионального сообщества поддерживают позицию Минэкономразвития и выступают против установления предлагаемого запрета. Союз предприятий зообизнеса России отразил свои настроения в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву. В этом послании участники отрасли указывают на то, что именно работающие в легальном поле зоомагазины способны гарантировать «полную прозрачность, а также открытость и доступность для всестороннего государственного и общественного контроля».
В качестве встречного предложения Союз предприятий зообизнеса настаивает на разработке ГОСТа «по содержанию кошек и собак в зоомагазинах». Коль скоро Минприроды мало того, что эти торговые точки действуют в рамках законодательства.
Вообще, экологические чиновники предприняли поход не на того противника, на которого бы следовало. Ведь проблема нелегальной торговли питомцами в России чрезвычайно остра: лишь незначительное количество животных, в пределах десятков тысяч из нескольких миллионов, продаётся в легальной рознице. Остальные реализуются теневым сектором.
Отсюда вопросы-вопросы-вопросы. Почему Минприроды вот уже несколько месяцев упорствует, настаивая на принятии постановления, вместо того, чтобы заняться установлением чётких правил игры для всех участников отрасли без исключения? И для зоомагазинов, и для диких птичьих рынков, и интернет-площадок? Почему вдруг это министерство атакует законную торговлю, а не обеляет рынок, лицензируя заводчиков и регистрируя их в качестве ИП, чтобы люди, зарабатывающие на продаже питомцев, платили налоги?
Непоследовательность Минприроды видна и в следующем. Оно предлагает в постановлении разрешить использование питомцев для иппотерапии и канистерапии. Однако процедуры в этих «терапиях» фактически неотличимы от того, что происходило в контактных зоопарках, к слову, запрещённых в конце прошлого года федеральным законом «Об ответственном обращении с животными». Очень похоже на то, что министерство старается найти лазейки для обхода нормы, подписанной президентом.
Что же касается запрета на продажу кошек и собак в зоомагазинах, где обязателен карантин, ветеринарное сопровождение животных и официальное оформление, то он открывает отличные возможности для развития теневого сектора.
И на скорейшую ликвидацию зоомагазинов как легального канала торговли питомцами, очевидно, брошены значительные силы. Можно обратить внимание на то, что появление постановления Минприроды и его прохождение по инстанциям сопровождается активностью так стремительно возникших общественных движений. Их активисты сначала рассказывали общественности о страшной судьбе животных в зоомагазинах, а затем сразу перешли к пропаганде пресловутого запрета. При этом они усердно рекламируют так называемых «разведенцев»: мол, «заводчик передаст вам животное со всеми документами… заводчик живет в частном доме или большой квартире… у щенков большие чистые вольеры». Однако как отличить честного заводчика от оборотистого садиста, торгующего кошками и собаками без внимания к их здоровью и содержанию?
В настоящий момент проект Минприроды проходит антикоррупционную экспертизу. И это важно, ведь зоомагазины регулярно проверяются надзорными органами, а многие частные заводчики – нет. Выходит, теневые игроки будут решать вопросы с властями в мутной воде, создаваемой усилиями Минприроды.
Денис Петров