Uncategorized

Будут ли перемены к лучшему и как Нижегородские предприниматели оказались под налоговым давлением

Прошедший с начала карантина по пандемии ковид-19 год с небольшим сильно ударил по нижегородскому бизнесу - прежде всего среднему и мелкому. Доходы многих рестораторов, владельцев кафе, салонов красоты, ивент-агентств, турфирм упали в разы. Часть организаций просто закрылась и вполне возможно, что их бывшие владельцы уже никогда больше не вернутся в бизнес. В этих нелегких условиях государству казалось бы нужно поддержать бизнес - как минимум в вопросе о выплате налогов. К сожалению, нижегородские реалии говорят об обратном.

Нижегородское "ноу-хау" от УФНС

Часть бизнес-сообщества искренне считает, что с региональным налоговиком № 1 Нижегородской области не везет. С 2015 по 2018 год УФНС возглавлял Владимир Германович Шелепов. Итогом деятельности молодого и, как тогда казалось, перспективного уроженца Кисловодска, пробравшегося на берега Волги из Ростова-на-Дону стало уголовное дело за взятку в особо крупном (фигурировала сумма в 100 миллионов рублей).

На его место был назначен Виктор Алексеевич Большаков.  Он хотя и родился в Омске, но практически вся сознательная его жизнь - не говоря уже о карьере в ФНС - связана с Нижегородской областью. Именно с его именем связывают создание в УФМС по Нижегородской области специализированного центра по взысканию долгов. 

С одной стороны, это вроде бы хорошо. В самом деле, финансовая ответственность населения (в том числе и предпринимателей), увы, нередко заставляет желать лучшего. Как следствие, наделать долгов, а потом "простить" их своим кредиторам (включая государство), немало нижегородцев считает в порядке вещей. Решать же такого рода вопросы с помощью утюгов и паяльников, как это делалось в поза позапрошлом десятилетии, уже немодно. И то слава Богу... То есть, вроде как объективно есть запрос на решение долговых вопросов, а раз так, то рано или поздно должен появиться и ответ. И вроде как он и появился с подачи В.А. Большакова.

С другой же стороны, специализированный центр как-то сразу стал похож на коллекторское агентство. Некоторые его сотрудники (на условиях анонимности!) поведали, что руководство требовало от них оказывать давление на предпринимателей. Разрешалось (а, видимо, даже поощрялось) оказывать на бизнесменов давление, угрожать возбуждением уголовных дел и даже шантажировать их. Стимул успешно взимать налоги был экономическим - чем больше взыщешь, тем выше премия. Заморачиваться высокими материями типа "чести мундира" и т.п. никто уже не собирался. 

Пример на 40 миллионов

О том, каково предпринимателям, с которыми контактирует упомянутый выше центр, рассказал  Евгений Иванович Лазарев. В прошлом он являлся депутатом Городской думы Нижнего Новгорода, причем одним из самых богатых городских народных избранников. Упомянем также, что Е.И. Лазарев нередко имел особую позицию по ряду вопросов, в том числе и идущих в разрез с интересами в прошлом одного из наиболее влиятельных людей региона О.В. Сорокина. Итак, по словам далеко не самого последнего человека в городе, причём человека смелого, в 2020 году он уплатил налогов на общую сумм 40 миллионов рублей.  В результате инициированных УФНС проверок было постановлено, что он должен уплатить уже 200 миллионов. 40 миллионов рублей тогдашний депутат заплатил дважды, но возвращать их УФНС не собиралось. Повторяем, УФНС забрало "излишек" налога у депутата представительного органа областного центра! Сколько оно забрало у менее влиятельных представителей бизнес-сообщества, сказать трудно, но сведения о том, что такого рода изъятие "излишков" стало в регионе нормой, поступают регулярно. К сожалению, по большей части на условиях анонимности.

"СЕРЫЕ КАРДИНАЛЫ"

Есть сведения, что В.А. Большаков, возможно, не только не сам придумал коллекторское агентство под крышей УФНС по Нижегородской области, но даже и не является его реальным главой (разумеется, и его роль отнюдь не сводится к "свадебному генеральству", но всё же к числу главных бенефициаров его относить не следует). Вероятно, главные выгодоприобретатели от коллекторской активности налоговиков являются некие Сомов и Гаврилов. В прошлом они являлись сотрудниками УФСБ по Нижегородской область. Их задачей была обеспечение экономической безопасности, причём второй из них - Гаврилов - вроде как по линии ФСК курировал УФНС. Сколь успешно он этим занимался, сказать трудно, но знание как тонкостей налогового законодательства, так и сугубо нижегородских реалий позволяло им умело оказывать услуги местным предпринимателям по оптимизации налогов. Понятное дело, не безвозмездно. А в случае демонстративного отказа от их услуг на отказника вполне можно было натравить коллекторское агентство, оно же "центр по взысканию долгов". 

БИЗНЕС БЕЖИТ

От активности В.А. Большакова и стоящих за ним "серых кардиналов" страдают многие коммерческие предприятия. Так, кроме структур уже упомянутого выше Е.В. Лазарева ООО "Бум-центр" и ООО "Бекетов центр" под раздачу попадали ООО "Интермода", заводы "Оргсинтез", "Ока", фабрика "Юта". Последняя производила мебель, причём многие потребители отмечали как раз её высокое качество. На защиту интересов "Юты" встало двое заместителей губернатор Нижегородской области Г.С. Никитина. Впрочем, на аппетитах В.А. Большакова это никак не сказалось - долг в размере 80 миллионов рублей он и его подчинённые продолжили упорно требовать и после выступления видных государственных деятелей регионального уровня. В итоге предприятие, успешно работавшее почти два десятилетия, оказалось на грани банкротства. 

Естественно, что в таких реалиях даже до пандемии в регионе наблюдались весьма печальные процессы. Снижались объемы строительных работ, платных услуг населению. При этом же росла кредиторская задолженность нижегородских предприятий. Связь между этими негативными обстоятельства и рвением В.А. Большакова и его подчинённых была прямой. Впрочем, на активности УФНС и "центра по взысканию долгов" это никак не сказывалось. Последние продолжали делать своё дело с не меньшим рвением.

СЛОВО БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНУ

Отстаивающий права нижегородских предпринимателей Павел Солодкий неоднократно заявлял публично о негативном вкладе областных налоговиков в развитии надлежащего бизнес-климата в регионе. В настоящее время, по его словам: «На 10 марта в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области зарегистрировано 129 492 субъекта МСП. В них заняты 397 123 человека». При этом немало нижегородских бизнесменов всерьёз подумывают о смене своей юрисдикции. В основном рассматриваются не только Москва, но также и соседние с Нижегородской областью регионы. Разумеется, и там не всегда отказались от идеи о "кошмарении бизнеса", но всё-таки нижегородские масштабы там еще не достигнуты. При этом часть тех, кто работал в нижегородских бизнес-структурах малого и среднего бизнеса по найму, просто потеряют работу. Смогут ли они быстро найти достойную альтернативу - вопрос отнюдь не праздный, и, к сожалению, совсем не факт, что ответ на него будет для всех положительным.

АРЕСТ ОДНОГО ИЗ "ПЕРВЫХ УЧЕНИКОВ"

В 2020 году был арестован глава ИФНС по Советскому району Нижнего Новгорода Д.В. Губанов. Инкриминирована ему была Ст. 159 УК РФ (мошенничество). Важно отметить, что Д.В. Губанов вовсе не был в числе несогласных с методами своего руководителя В.А. Большакова, так что сводить всё к внутриведомственному противоречию "плохого" и "честного" не следует. Мало того, известно, что глава УФНС незадолго до этого весьма хвалебно отзывался о задержанном и даже всерьёз хотел посадить его в кресло своего заместителя. Вероятно, арестованный был не просто в курсе подробностей функционирования "центра по взысканию долгов" и даже не только был согласен с принципами его работы, но, судя по всему, был причастен к ряду темных дел этого подразделения.

ЧТО В ИТОГЕ?

В.А. Большаков пока на своем посту, но публичной активности не предпринимает. Д.В. Губанов пока ещё не осуждён. Видимо, и глава УФНС по Нижегородской области, и его покровители ждут дальнейшего развития событий. А оно может быть для них весьма неблагоприятным - ведь людей, напрямую зависящих от предприятий малого и среднего бизнеса, да еще с членами семей, в регионе отнюдь не два десятка человек. Негатив от активности коллекторов из УФНС может выразиться и политически, что недопустимо для региональных властей в год выборов. Так что и тишина вокруг главного областного налоговика может быть временной, и посадка (пусть и пока ещё до суда) Д.В. Губанова - не последней. 

Источник: https://www.sovsekretno.ru/articles/fiskalnyy-khomut-nizhegorodskogo-biznesa/